3 августа Церковь почитает память обретения мощей священномученика Романа Медведь, пресвитера Севастопольского, который служил и трудился в городе Севастополе и был настоятелем Морского собора св. равноап. князя Владимира.
В день его памяти, в нашей обители было совершено полиелейное богослужение и вынесен ковчег с частью его святых мощей.
В нашем городе на улице Жидилова построен величественный храм в честь этого угодника Божия, но к большому сожалению, мало кто из жителей Севастополя знает его имя и почитает как одного из покровителей нашего города…
Родился 1 октября 1874 г. в местечке Замостье Холмской губернии в семье учителя и акушерки. Закончил первым учеником Холмскую духовную семинарию, когда ее ректором был архимандрит Тихон (Белавин), будущий патриарх, и Санкт-Петербургскую Духовную академию. Духовный сын протоиерея Иоанна Кронштадтского. Женился на дочери священника, рукоположен в 1901 г. С 1902 г. служил в Санкт-Петербурге в храме Марии Магдалины. В 1907 г. его посетил Григорий Распутин, и отец Роман высказал ему в лицо свое негативное мнение о нем. Распутин в гневе ушел и отомстил: отца Романа отправили полковым священником на границу Польши с Германией. Позже назначен настоятелем Свято-Владимирского адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным береговых команд Черноморского флота.
С 1918 г. по решению патриарха Тихона – настоятель храма Василия Блаженного в Москве, после его закрытия – храма святителя Алексия, митрополита Московского, в Глинищевском переулке. Неоднократно арестовывался, вызывался на допрос к председателю ВЧК Феликсу Дзержинскому, предлагавшему отцу Роману покинуть Россию, что сделать отказался. В 1919 г. вопреки окружающей разрухе и произволу, когда многие священники ограничивались только службами, отец Роман организовал Братство ревнителей Православия в честь святителя Алексия, которое вело в Москве широкую просветительскую работу и разностороннюю церковную жизнь. В 1931 г. протоиерей Роман и еще 24 члена общины получили различные сроки заключения и ссылок. Вернувшегося из лагеря безнадежно больным священника приняли на руки жена и дочь. Умер 8 сентября 1937 г., приняв перед смертью монашеский постриг.
Из писем к дочери:
«Радостно ощущать, что среди людей нет и не может быть у нас врагов, а есть только несчастные братья, достойные сожаления и помощи даже тогда, когда они по недоразумению становятся нашими врагами и воюют на нас. Увы! они не понимают, что враг-то находится прежде всего в нас самих, что вначале нужно его изгнать из себя, а потом помогать и другим сделать это. Один у нас враг общий – это диавол и его духи злые, а человек, как бы низко он ни пал, никогда не теряет хотя бы нескольких искорок света и добра, которые могут быть раздуты в яркое пламя. А нам нет никакой выгоды воевать с людьми, хотя бы они били нас не только в правую ланиту, но и постоянно осыпали бы нас всякого рода ударами и поношениями. Одно важно: твердо держаться своего пути и через войну с людьми не сходить со своей дороги. Воевать с людьми – значит становиться на их ложную позицию. Даже в случае успеха эта война нам бы ничего не дала, а отвлекла бы надолго от нашей задачи…»