В воскресный день 30 октября память прпмуч. Андрея Критского и св. прав. Лазаря Китиского, Друга Христова. На кануне, на Всенощном Бдении, для поклонения были изнесены ковчег и икона с частицами мощей этих святых угодников Божиих.
За Божественной Литургией читался Евангельский отрывок о Сеятиле.
На Сугубой Ектении была вознесена коленопреклонная молитва о Мире.
Богослужения, в сослужении братии обители, возглавил Наместник монастыря Архимандрит Гавриил.
На берегу Галилейского моря к Иисусу Христу собралось множество народа. Он вошел в лодку, отплыл немного от берега и учил народ притчами, говоря: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Матф. 13: 3-9). А после уже Он сказал ученикам: «Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лук. 8: 11-15).
ТОЛКОВАНИЕ
Смысл притчи о Сеятеле достаточно подробно объяснён самим Господом. К евангельскому объяснению можно ещё прибавить, что Сеятель – это сам Господь, семя – слово Божие, поле – всё человечество, весь мир, воспринимающий в свои недра чудодейственное семя евангельского слова. Подобно семени, евангельское слово носит в себе начало жизни – истинной, духовной. Но, обладая всегда этой скрытой живой силой в одинаковой степени, слово Божие не всегда даёт одинаковый урожай. Мы все, слушатели и читатели слова Божиего, получаем свою долю святых семян. Но они попадают при посеве на различную почву и различно произрастают. Это четыре различных вида психики человека, четыре вида устроения души.
Первый тип – это натуры грубые, чисто животного склада, любящие только вкусно есть, сладко пить, много спать, хорошо одеваться и т. п., и выше этого они ничего не знают. И слово Божие встречает в них тупое безразличие: проезжей дороге всё равно, кто по ней ходит или ездит. И семя духовное не пробивает даже внешней коры эгоизма и не проникает внутрь – в сердце, а остаётся на поверхности памяти до первых порывов греховных страстей, которые налетают, как птицы, и поглощают всё без остатка. Это люди легкомысленные, беспечные и медлительные, которые совершенно не принимают слов, ибо мысль их — утоптанная и сухая, совершенно невспаханная дорога. Поэтому всё доброе, что они прочтут или услышат, растопчет мир с его вечной сменой новинок, с его искушениями и соблазнами, и «птицы небесные», или духи воздушные, то есть демоны, похищают у них слово.
Второй тип – это люди, которые, услышав евангельскую проповедь о правде, любви, самоотвержении, сразу загораются, как спичка, но так же скоро гаснут. На каменистой почве может расти только мелкая травка, так и эти люди при обычных условиях спокойной жизни способны лишь на очень маленькие дела, не требующие усилий. Они любят иногда читать жития святых, не прочь помечтать иногда об этой подвижнической жизни и представить себя в роли мучеников за правду, они ничего не имеют против добродетели, нравственности, аскетизма, но хотели бы попасть в Царствие Небесное без проблем и с полным комфортом. А когда за христианские убеждения приходится платить страданиями и лишениями, то сразу становятся изменниками и отступниками. Себялюбие, как каменистый пласт, не даёт слову Божиему глубоко прорасти корнем в их сердце.
Третий тип – это люди, которые хотят одновременно служить и Богу, и маммоне (см. Матф 6: 24). Они непригодны для Царствия Божия, так как, желая жить по законам Божиим, они в то же время не хотят отказаться от мирской суеты и кончают обыкновенно тем, что водоворот мирских забот, увлечений и пристрастий поглощает их без остатка, вытесняя из души всё светлое, идейное, возвышенное.
А четвёртый тип – это натуры цельные, у которых слово не расходится с делом и которые, слушая и воспринимая слово Божие, пытаются исполнить его и жить по его указаниям. Правда, повиновение евангельскому слову не бывает у всех одинаково полным и совершенным, ибо иной приносит тридцать, иной шестьдесят, иной сто. Это значит, что один в силах выполнить третью часть того, что от него требует высший идеал христианского совершенства, другой – почти две трети, и лишь немногим удаётся исполнить всё полностью и в совершенстве. Это натуры избранные.