Во вторую Неделю Великого Поста и в день памяти святителя Григория Паламы Архиепископа Солунского, богослужения в нашей обители возглавил Наместник монастыря Архимандрит Гавриил в сослужении братии в священном сане. В храм, для поклонения, был вынесен ковчег с частью мощей свят. Григория Паламы. За Божественной Литургией были вознесены молитвы о мире, о прекращении войны в Украине. После чтения Евангелия, проповедовал клирик обители протоиерей Андрей Якимчук, который рассказал о подвиге и важной роли в Церкви святителя Григория Паламы.
ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ
Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, был родом из Малой Азии. В начале XIV века, во время одного из нашествий турок, семья Григория бежала в Константинополь. В скором времени отец праведника стал крупным сановником при дворе византийского императора Андроника II Палеолога. После скоропостижной смерти отца, Григорий был взят Василевсом на попечение. Получив блестящее образование, юноша отказался от карьеры государственного служащего и в 1316 году ушёл на Святую Гору Афон. Путь подвижника Григорий начал под руководством преподобного Никодима Ватопедского. Через год ему явился в видении святой апостол Иоанн Богослов и обещал своё духовное покровительство. Стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, Григорий в 1321 году поселился в небольшой отшельнической обители — Глоссии. Её настоятель стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию. Такая практика, требовавшая уединения и безмолвия, получила название исихазма (в переводе с греческого «покой, молчание»), а сами её последователи стали называться исихастами. Будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году, из-за угрозы нападения турок, Григорий перебрался в Солунь (Фессалоники), где был рукоположен в сан священника. В 1331 году праведник снова удалился на Афон. Через два года он был назначен игуменом Есфигменского монастыря. А ещё через три года вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами. Около 1330 года в Константинополь приехал умелый и остроумный оратор монах Варлаам. Некоторое время он преподавал в местном университете, а затем уехал на Афон. Там он познакомился с исихастами и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. По просьбе афонских монахов святитель Григорий письменно изложил свои богословские доводы. На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом. Собор принял положения Григория о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворёнными. Учение же Варлаама было осуждено как ересь, а сам он — предан анафеме. Однако споры между паламитами и варлаамитами на этом не закончились. В 1344 году святитель даже был отлучён от Церкви и брошен в тюрьму. Через три года, со сменой патриарха, Григорий был освобождён и возведён в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Во время одной из поездок в Константинополь корабль Григория был захвачен турками, а сам архиепископ продан как пленник. Только за три года до смерти Григорий Палама смог вернуться в Солунь. Накануне смерти ему явился святитель Иоанн Златоуст со словами: В горняя! В горняя!..