Как правило, иконы этого типа соответствуют следующим иконографическим нормам.
В центре композиции — Дева Мария, а рядом с ней вестник Божий — архангел Гавриил. Богородица часто бывает представлена сидящей. Это интерпретируется и таким образом, что в момент явления ангела Она действительно сидела (существует предание, что в тот момент она трудилась над изготовлением завесы для Храма, а согласно другому преданию, занималась чтением Писания, и именно: читала пророчество, зафиксированное в Книге пророка Исаии о том, что Дева зачнёт и родит Сына, Еммануила (Ис.7:14); иногда эти два предания объединяют и толкуют, как указывающие на два связанных хронологически события). Кроме того тем, что Она изображена сидя, подчеркивается Её превосходство над ангелом.
Образ же стоящей (перед ангелом) Богоматери подчеркивает, что Она со вниманием выслушала переданную им Благую весть.
Иногда правая ладонь Богородицы бывает изображена развернутой в сторону ангела или (и) несколько вверх — знак внимания и послушания Богу, знак готовности к восприятию Божественной благодати. На некоторых иконах правая рука Божьей Матери прижата к груди (при этом голова Её бывает наклонена) — символ смиренного принятия Благой вести.
Мимика Пресвятой Богородицы, воспроизведенная на разных иконах, может выражать различные чувства: смущение (Лк.1:34), согласие исполнить волю Божью (Лк.1:38) и пр.
Взгляды ангела и Девы Марии могут быть обращены друг на друга, а могут быть направлены вверх (на Небо, к Богу).
В верхней части иконы бывает изображен луч, изливающийся из небесной сферы, расходящийся книзу на три луча. В данном случае этот глубокий образ символизирует особое Божественное действие: то действие, благодаря которому, с одной стороны, Дева Мария была очищена, сделавшись из чистой — Пречистой, подготовлена к чрезвычайной миссии — стать и быть Матерью Бога по человеческому естеству, а с другой стороны, благодаря которому произошло сверхъестественное зачатие, воплощение Сына Божьего, восприятие в Его предвечную Ипостась человеческого естества (Лк.1:35). Иногда в месте перехода единого луча в тройственный изображается небольшая сфера, внутри которой — голубь — символ Святого Духа; впрочем, на многих иконах такая сфера отсутствует.
Архитектурные образы, присутствующие на иконах Благовещения, символизируют место, где произошла встреча Богородицы с ангелом (покров, натянутый между строениями, в этом варианте может интерпретироваться как знак того, что действие происходит внутри помещения, и кроме того может указывать на Божественный благодатный покров) и иные городские постройки, а в духовном смысле указывают на Горний Иерусалим, научая нас, что спасение достижимо через веру в Бога, в Иисуса Христа как Спасителя, через послушание Богу.