О монастыре

История монастыря

Перед тем как начать рассказ о возникновении Ставропигиальной обители преподобного Паисия Величковского, необходимо рассказать о местности, где он расположен, богатой истории и значимости этого места в истории не только Севастополя, как колыбели Киевской Руси, но и в истории Вселенского Православия.

крест-поклонный
крест-поклонный

Алсу — древнее поселение юго-западного Крыма, основанное, видимо, как и окрестные села, примерно в середине IV века, или по мнению некоторых историков, гораздо раньше (IV-III век до н. э) , потомками готов и алан, смешавшихся с местным населением. Примерно с XII века Алсу, как и все окрестные поселения, входило в состав христианского княжества Феодоро. После падения в 1475 году Мангупа деревня, вместе со всеми землями княжества, вошла в состав Мангупского кадылыка Кефинского эялета Османской империи. Как следует из «Ведомости о выведенных из Крыма в Приазовье христианах» А. В. Суворова 1778 года, из Ялсы выехало 289 крымских греков (по ведомости митрополита Игнатия из Алсу выведено 45 семей). Официально в состав Крымского ханства деревня входила около девяти лет: от обретения ханством независимости в 1774 году до присоединения к России в 1783 году. После присоединения Крыма к России  деревня опустела вследствие эмиграции крымских татар в Турцию, потому в Камеральном Описании Крыма 1784 года она не значится. Впервые упоминается Алсу (Кальсу в основном варианте) в губернаторских документах от 3 октября 1796 года по случаю выделения земли Греческого батальона офицерам и обер-офицерам за недостатком земли в Балаклаве.

По российскому административному делению, от 8 февраля 1784 года, Алсу находилось на территории Чоргунской волости Симферопольского

алтарная-часть-храма
алтарная-часть-храма

уезда Таврической губернии, но в Ведомости о всех селениях, в Симферопольском уезде состоящих… 1805 года деревня еще не значится (видимо, постоянного населения еще не было) нет ее и на на военно-топографической карте 1817 года.

После административной реформы 1829 года земли Алсу отнесли к Байдарской волости, а в 1838 году, после образования Ялтинского уезда и переформирования волостей — к Байдарской волости Ялтинского уезда. Тогда же Алсу впервые обозначают на карте 1842 года как деревню с 20 дворами. Согласно «Списку населенных мест Таврической губернии по сведениям 1864 г.», по результатам VIII-й ревизии 1864 года в казенном селе Алсуй (Алсу) в 9 дворах числилось 50 жителей-греков (9 дворов и на карте 1865 года, только на ней деревня записана как Олсуй)

беседка
беседка

Видимо, после учреждения в 1873 году Севастопольского градоначальства, Алсу, вместе с другими окрестностями Балаклавы, перешло в его состав, что зафиксировано в «Памятной книге Таврической губернии 1889 года» и там же записано, что по результатам Х-й ревизии 1887 года в Алсу в 22 дворах проживало 112 человек (на карте 1890 года — 26 дворов с русско-греческим населением). В градоначальстве деревня состояла до советской реформы административного деления в 1921 году.

В Статистическом справочнике Таврической губернии 1915 года Алсу отнесено к Балаклавскому округу, в разделе Ялтинский уезд.

С 1923 года, как отмечено в результатах Всесоюзной переписи 1926 года, Алсу отнесен к Камарскому сельсовету Севастопольского района  (с 1931 года — Балаклавского). 27 июня 1944 года, постановлением ГКО, крымские греки были депортированы в Среднюю Азию, а Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 года Алсу Балаклавского района переименовано в Морозовку.

Официально расселено до 1968 года, но реально существуют несколько жилых домов (на 1998 год население — 30 человек).

В 17-ти километрах от Севастополя по Ялтинской трассе, возле детского лагеря «Алсу-2» у большого креста, есть старая щебенчатая дорога. Воспользовавшись ею, попадаем в маленькое село Морозовку (бывшее Алсу), которое раскинулось но склону, являясь ярким примером свободной планировки. Село почти полностью сохранилось в первозданном виде: прихотливо разбросанные дома, извилистые улочки, широко разбежавшиеся заборы. Дома небольшие, крытые желобчатой черепицей, во дворах — старые, искривленные временем и непогодой деревья.

В центре села — нечто вроде площади и старый фонтан. У жителей Севера это слово ассоциируется с бассейном, из водной глади которого

общий-вид-от-креста
общий-вид-от-креста

среди статуй вздымаются струи воды. Но таких нет, вернее, почти нет в засушливом Крыму, где каждая капля — на счету. Здесь фонтаном называется любой более или менее скромно оформленный источник. Таков и фонтан в Морозовке: каменная невысокая стенка с пологим фронтоном и стрельчатой нишей, из трех труб изливается в каменное корыто вода. Приезжая в Морозовку, «Алсу» окинем взглядом окрестности на въезде: дорога идет вниз, открывается долина.

Есть в Морозовке святое место, особо почитаемое, — обитель в честь святого старца Паисия Величковского, где хранится частица его честных мощей. В обители стоит часовня в честь святителя Нектария митрополита Пентапольского, Эгинского чудотворца, целителя раковых заболеваний. В монастырском храме хранятся великие святыни: более 1000 частиц мощей угодников Божиих.

В 2010 году монастырь, решением Священного Синода Украинской Православной Церкви, получил статус Ставропигиального. Таким образом,  монастырь сейчас развивается, как одна из обителей, Ктитором  которой являлся Блаженнейший Митрополит Владимир, отшедший ко Господу в 2014 году. Сейчас настоятель обители Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. В обители несут свой монашеский подвиг двенадцать человек братии и приписные матушки монахини. Возглавляет монастырь наместник — архимандрит Гавриил (Анисимов).

У монастыря есть Скит Вознесения Господня в с. Гончарное Балаклавского р-на. адрес: с. Гончарное пер. Сельский д.1

Нужно отметить, что обитель основана по благословению великого подвижника ХX столетия схиархимандрита Макария (Болотова). Приснопамятный старец некогда передал икону Казанской Богородицы своему духовному чаду иеромонаху Паисию, в благословение на основание обители. Икона и ныне бережно хранится в монастыре как великая святыня и благословение Старца Макария.

Дорога по лесу, как и в жизни человека, часто серпантином извивается по склону, подъем сменяется кратковременным спуском, за которым опять следует подъем.

Вокруг по-прежнему лес, основную дорогу пересекают другие, теряющиеся в чаще. Но не следует сворачивать на них — это лишь просеки, которые размежевывают лес на делянки.